Наука vs Инновации. Часть III. Наука делает навоз.
Предыдущие части.
Наука vs Инновации. Часть I. О науке.
Наука vs Инновации. Часть II. Цена Инноваций.
В предыдущих частях я начал говорить о том, почему из науки не появляются инновации. Теперь расскажу каким образом наука должна способствовать инновации.
В Новом завете есть притча, рассказанная Иисусом своим ученикам. Там говорится о земледельце, который сеял пшеницу. Часть зерен упало в воду и сгнила, часть попало на камни, и их склевали птицы, лишь часть упало в благодатную почву и дало всходы. Эта притча вспомнилась мне в связи с так называемой "посевной стадией", которая обозначает начало финансирования стартапа венчурными инвесторами.
Наука в этой притче не обозначает благодатную почву, как многие наверно думают. наука производит навоз. Из навоза ничего не вырастет, пока он не превратится в перегной и не смешается с почвой. Так и из научного труда не вырастет стартап, пока он не смешается с чем-то таким, что называют предпринимательской деятельностью. К слову сказать, предпринимательская среда способны рождать стартапы и без науки, именно они являются той благодатной почвой. Наука только время от времени может удобрять её.
Рассмотрим теперь, что же это за навоз, который производит наука.
Прямыми и косвенными следствиями существования научной деятельности являются следующие полезные явления:
1. Различные факты о мире.
2. Новые идеи и теории.
3. Образование.
Рассмотрим подробнее третий пункт. Тут вроде бы всё ясно, наука всегда бывает тесно связана с университетами. Преподавателей прямо таки обязывают заниматься наукой. Но дело не только в этом. Наука не только занимается сбором новых знаний, но и систематизирует их, составляя довольно цельную основу для объяснения разных феноменов. Для образования это наверно самая важная сторона науки, поскольку поток гипотез, теорий и фактов выучить невозможно, да и не нужно. Достаточно овладеть основой, на которую потом положат специальность.
Преподаватели должны заниматься наукой, потому что иначе они отрываются от реальных проблем, окружают себя стройным и нерушимым теоретическим забором и перестают давать новые актуальные знания. Таких примеров в наших вузах масса. многие их видели и не буду о них больше писать.
Кроме непосредственного наполнения формы образования содержанием, наука также способствует формированию новых и нужных компетенций у специалистов в тех областях, в которых отсутствует обширная практика. Тут я могу привести корректный пример из собственного опыта. Я в прошлом году устроился на работу в службу связанную с карантином растений, защите от опасных болезней и вредителей лесных и сельскохозяйственных культур. Следует сказать, что я оказался практически единственным молодым специалистом в своем городе, который может корректно определить вид насекомого с помощью определителя, хотя у нас в городе вроде есть университет с кафедрой защиты растений. Факт в том, что выпускникам не хватает практики, потребности в специалистах-энтомологах в нашем регионе почти нет и поддерживать необходимый уровень выпускников ни кафедра защиты растений, ни кафедра зоологии не могут. Но сейчас классическая энтомология практически уходит в прошлое. поэтому обратимся к новым технологиям. В моей организации для идентификации болезней и вредителей растений и животных организовали лабораторию ПЦР-диагностики (что такое ПЦР можно прочитать на Википедии). Лабораторию то организовали, а вот специалистов для работы не нашлось. Такие анализы только начали повсеместно распространяться и пока нет достаточного количества опытных специалистов. Конечно в Университете на Биофаке проходят методы молекулярно-генетического анализа, но одно дело знать, а другое дело уметь делать. Частные лаборатории, занимающиеся генодиагностикой и идентификацией инфекций с помощью ПЦР, пока предпочитают брать в штат людей прошедших аспирантуру в нашем институте биохимии и генетики, поскольку только эти люди на самом деле разбираются в тонкостях этой работы. Люди побывавшие в научных лабораториях в больше степени готовы к освоению новых технологий. Вообще за три года в аспирантуре я больше получил специальных знаний, чем за шесть лет в университете. Хотя основу, конечно, заложили там.
В общем то люди, которые побывали в научных лабораториях и потом ушли из них, это и есть самый ценный компонент для развития инноваций, который дает наука. Если затем эти люди смешаются с предпринимательской средой, то может получиться годна инновация.
В науке тоже есть место инновациям, но это требует отдельного обсуждения.